До сих пор жива легенда о короле вампиров, князе Дракуле. В Румынии недалеко от Тихутского существуют и поныне полуразрушенные стены крепости «Поэнари». Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада Дракулы всё ещё бродит по земле. Его не приняли ни в рай, ни в ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.
Днём Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет себе жертву. Легенда гласит, что укушенные князем тут же становится вампиром, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?
Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка князя Дракулы. А тогда, в 15-ом столетии, местные жители это место стороной, чтобы только не попасться в руки жестокого властелина.
Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперёд нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.
Именно с глазами на выкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать всё то, о чём думает человек. Однако многие современные учёные считают, что подобная форма глаз может быть ничем иным, как последствием и одним из признаков «базедовой» болезни, часто встречающейся у горных жителей.
В народе говорят «Лицо – зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из 3-х братьев, Влад к тому же отличался жестокостью, независимостью и безжалостностью. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперёд подбородок – всё говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и призирающим людей.
Ростом не выше среднего, Влад обладал огромной физической силой. Так, он без труда мог переплывать речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно не хватало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречён на гибель.
Дракула был известен в 15-ом столетии как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особого внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена – когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране – мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было не так то просто.
Жизнь и смерть Влада Тепеша, Дракулы, окутали тёмной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, могилу без погребения.
Покрыто тайной время и место рождения Влада 3-го. По некоторым сведениям он родился между 1428 – 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было очень много, то от них часто гибли люди, памятники письменности, документы.
Местом рождения Влада определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара, на Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.
Историки не вполне уверены в том, что Влад 3-ий родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: В 15-ом веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу 2-ому. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон». Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу 1-ой четверти 15-го столетия у князя Влада 2-го было уже три сына. Но только один из них, смог прославиться в веках.
Необходимо сказать, что в молодости Влад 3-ий сумел расположить к себе простой народ и заслужить к себе любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победы в битвах.
Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял, прежде всего, на развитие национальных ремёсел и торговли. Особенное внимание Влад 3-ий уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами, мошенниками. При этом способы наказания выбирались самые изощрённые и жестокие.
Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нём как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом 3-им военные победы с лихвой искупляли его жестокость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.
Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость присущая Дракуле?» - спросите вы. Ответ прост: тогда это считалось обычным делом - сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и поблагодарить Бога, за благи жизни. А народ тем временем оплакивал казнённых, не смея роптать и сопротивляться своему господину – ведь его власть была «священной». C’est la vie – говорят в подобных случаях французы.
Со своей стороны церковь тоже была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный государь мог наделить монастыри землёй и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе кровавые и жестокие). Влад 3-ий обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).
Хроники свидетельствуют, желая снизить уровень преступности в своём маленьком государстве, князь Влад Тепеш не жалел провинившихся и использовал самые жестокие способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костёр или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами. До сих пор в содержании множества цыганских рассказов сводиться к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал её. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было поплатиться с жизнью.
А сколько разноречивых мнений ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших к Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернутся в свои дома, богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.
Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведённая с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1642 году турки захватили Поэнари, князь был вынужден спасаться бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и её муж прославившийся жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса – «река принцессы».
Румынский князь Влад 3-ий заслужил своё прозвище Тепеш из-за собственной жестокости, в переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами и турок, средневековые государи использовали часто. При этом кол либо загоняли в тело сильным ударом молота, либо приговорённого в буквальном смысле сажали на кол, укреплённый в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.
Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешил вопросы не только внутренней, но и внешней политике. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.
Казалось, жестокости Влада не было предела. Казнёнными могли стать не только цыгане и пленные турки, но и любой гражданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре, и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как всё дальше и дальше разносилась весть об изощрённой казни, желающих испытать судьбу, не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.
Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьёй. За малейшую провинность не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов были посажены на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».
Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворе турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определённое количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада 2-го. Итак, двенадцатилетний Влад 3-ий оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.
Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут вам представить себе всю картину невесёлой жизни в средневековом Стамбуле. Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине турецкий султан, так сказать помиловал их и вместо того чтобы сажать их на кол, приказал ослепить их. При этом ослепление принималось тогда, как величайшая милость.
Вторая история повествует о краже овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работающим во дворце садовникам животы. В пятом из них оказались огурцы. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальных же не тронул.
Узнав о пребывании Влада 3-го в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава и ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии и мученическую смерть людей. Зависимость от турецкого султана была, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын – повелители Валахии – твёрдо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.
По возвращении домой из плена Влад 3-ий задумал, во что бы то ни стало освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.
Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течении одного дня были посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить специальный кол с золотым наконечником.
После того как Мурад узнал о том, что его отряд потерял позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империи и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад3-ий пошёл войной на Трансильванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать давно уже были обеспокоены неистовым нравом их соседа, Влада 3-го, и хотели избавиться от него, но Дракула их опередил. Словно ураган пронёсся он со своим войском, снося всё на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казнённых на площади Шесбурга в то страшное время.
Затем князь-победитель вернулся домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущённые бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшим остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу захвата Владом Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь собирается в ближайшее время захватить Венгерское княжество. Король Венгрии, ан 3-ий пришёл в ярость, узнав о намеренном захвате его государства Дракулой.
После того как крепость Влада была захвачена турками, князю пришлось 12 лет томиться в темнице. Именно тогда он смог убедить Влада своим смирением. Тепеш даже принял католичество.
Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже, будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наёмников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.
Осенью 1476 года войско Влада подошло к Валахии. Но, как, оказалось, навсегда покинула Дракулу. В первом же бою его армия была разгромлена, а сам князь был взят в плен валашскими боярами.
Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами, однако другие источники говорят о том, что князя настигла смерть на коне, как раз когда он собирался бежать.
Как бы то ни было, тело Князя Дракулы было разрезано на кусочки и разбросано по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие от Дракулы подарки, искренне любили и жалели князя, после его смерти. Они собрали останки Дракулы и похоронили их далеко от монастыря.
После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорил о том, куда же пропала его душа, в рай или преисподнюю. Именно из этих споров родилась легенда, что дух Дракулы не приняли ни в ад, ни в рай, и что его душа до сих пор скитается по всему свету.